Современные требования к аппаратам для КВЧ - терапии

Электромагнитное излучение (ЭМИ) крайне высокой частоты низкой интенсивности (КВЧ НИ) находит все более широкое применение в медицине в качестве основного средства воздействия на организм человека при проведении профилактических и лечебных процедур. Из широкого диапазона электромагнитных волн, используемого в медицине, КВЧ- диапазон 30−300 ГГц (он соответствует длинам волн от 10 до 1 мм) начал осваиваться практически недавно. Можно сказать, что КВЧ- терапия это то новое направление в медицине, которое непосредственным образом позволило связать теорию и технику сверхвысоких частот с новейшими знаниями в области биологии и биофизики и практически использовать их в лечебных целях.

Разработка первых серийных генераторов КВЧ- диапазона в 1965−1966 гг. стала техническим фундаментом для проведения активных исследований в области биологии, биофизики и медицины. Первое, на что обратили внимание исследователи, это то, что монохроматические излучения этого диапазона отсутствуют в окружающей природе. Они практически не проходят сквозь атмосферу и сильно поглощаются в воде и водных средах. Живые системы способны активно участвовать в выборе типа энергии, а также адаптироваться к тому виду энергии, которую они не в состоянии изменить или устранить. Исходя из этого, была высказана и подтверждена гипотеза об особой роли ЭМИ КВЧ- диапазона в процессах жизнедеятельности биологических объектов.

Второй привлекательной особенностью миллиметровых волн является то, что они относятся к неионизирующим излучениям. Граница между слабыми и сверхслабыми уровнями в миллиметровом диапазоне находится на уровне единиц мВт/см2. Именно здесь формируется граница между энергетическим и информационным характером воздействия ЭМИ на живые организмы. Эти излучения не только не влияют на атомно-молекулярные структуры, но и не могут повлиять на колебательный спектр биомакромолекул. При взаимодействии с биомакромолекулами они могут влиять лишь на энергию вращения этих молекул. Энергия квантов этого диапазона, с одной стороны, меньше энергии теплового движения атомов и молекул, а с другой − много меньше энергии даже слабых водородных связей в живых организмах.

Отсутствие повреждающего действия на организм в совокупности с большой информационной емкостью подтверждает возможность использования ЭМИ рассматриваемых диапазонов для связи и управления внутри живых организмов, причем на очень низком уровне мощности управляющих сигналов. Поступивший в живой организм КВЧ- сигнал определенной частоты может преобразовываться в клетке, при наличии какой-либо патологии, в сигнал другой частоты, оптимальный для восстановления нормального функционирования именно этой клетки. В результате этого единый КВЧ- сигнал, взаимодействуя одновременно со многими отклонившимися от оптимального функционирования клетками, превращается в совокупность различных сигналов, и восстановление организма становится комплексным. А поскольку управляющие системы всех клеток входят в единую управляющую систему организма и действуют в ней взаимосвязано и взаимосогласовано, то описанный процесс восстановления оптимального функционирования является по существу процессом восстановления единой управляющей системы.

Именно это обстоятельство позволяет с помощью когерентных излучений малой интенсивности, генерируемых техническими устройствами, и с учетом индивидуальных особенностей живого организма оказать ему помощь в поддержании оптимального функционирования системы управления в периоды, когда она не в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

На протяжении трех с половиной десятилетий, в ряде работ были открыты и сформулированы новые, специфические особенности воздействия ЭМИ КВЧ - диапазона на биологические объекты, описаны основные черты этой специфичности, а также предложены различные объяснения его взаимодействия с живыми организмами, в том числе:

  • общность для всех организмов (от микроорганизмов до млекопитающих) основных закономерностей, возникающих при воздействии на них ЭМИ КВЧ, влияющих на некоторые универсальные процессы, регулирующие жизнедеятельность организмов;
  • возникающие биологические эффекты не связаны ни с нагревом, ни с разрушением тканей;
  • очень высокая для биологии и медицины воспроизводимость результатов;
  • специфический лечебный характер, отмечаемый практически во всех публикациях, связанных с исследованиями применения ЭМИ КВЧ в медицине. При надлежащем выборе соответствующих заболеванию частот колебаний ЭМИ КВЧ могут активно влиять на больной организм до тех пор, пока он не восстановится;
  • соответствующие биологические эффекты миллиметровых волн проявляются при изменении плотности потока мощности в широких пределах − от единиц пиковатт до единиц милливатт на квадратный сантиметр.

Однако, с учетом того, что плотность потока мощности ЭМИ не должна превышать единиц милливатт на квадратный сантиметр, а диапазон изменения мощности ограничен (по верхнему пределу − тепловыми эффектами, проявляющимися при поглощении тканями ЭМИ, а по нижнему − чувствительностью энергоинформационной системы человеческого организма к ЭМИ и чувствительностью аппаратно-программных средств, обеспечивающих контроль и метрологическую поверку сверхслабых сигналов ЭМИ), динамический диапазон реально используемых сигналов может составить примерно 90 дБ, т. к. контролируемая в настоящее время (доступными техническими средствами) нижняя граница плотности потока мощности составляет (1-10) * 10-15 Вт/см2.

Все вышеизложенное позволило сформулировать общие требования к аппаратам для КВЧ-терапии:

  • частота сигналов ЭМИ должна соответствовать одной из резонансных частот биологической системы;
  • полоса частотной модуляции должна быть равна или больше полосы биологически активной резонансной частоты;
  • должна быть предусмотрена возможность как частотной, так и амплитудной модуляции ЭМИ;
  • облучение должно осуществляться в небольших (не более ±100 МГц) полосах частот вокруг указанных фиксированных резонансных частот;
  • при проведении терапевтических сеансов должна быть обеспечена возможность воздействия на различные участки тела, зоны Захарьина − Геда, области крупных суставов и биологически активные точки (БAT);
  • при создании аппаратов должна быть обеспечена многоканальность аппаратуры, позволяющая оказывать одновременное воздействие на несколько зон или БАТ.