Неинвазивная пунктурная иммунодиагностика с использованием аппаратуры «РАМЕД ЭКСПЕРТ»

К числу неинвазивных и достаточно простых методов иммунодиагностики относятся электропунктурная диагностика (ЭПД) и вегетативный резонансный тест (ВРТ) [1]. Для проведения исследований нами использовалась пунктурная электрографическая (ПЭГ) экспресс-диагностика «РАМЕД ЭКСПЕРТ» и вегетативный резонансный тест «ВРТ РАМЕД».

В аппаратуре данной серии для проведения ПЭГ экспресс диагностики используется сложный переменный тест-сигнал, формируемый непосредственно однокристальной микро-ЭВМ, с фиксацией в ее памяти параметров каждого полупериода (амплитуда, начальная фаза, спектральный состав). Этот сигнал по своим параметрам близок к тому, который формируют клеточные структуры, что минимизирует его энергетические и информационные потери [2]. Тест-сигнал по мощности и напряжению значительно слабее импульсов нервных структур организма, что позволило значительно уменьшить адаптационный компонент реагирования клеток на возмущающее действие измерительного сигнала, приблизить значение суммарной величины ответной реакции на измерительный сигнал (истинное значение + адаптационная реакция) к регулируемым параметрам измерительного сигнала.

При каждом акте измерения комплексной проводимости тканей в биологически активной точке (БАТ) непосредственно получаются две независимые составляющие проводимости: активная и реактивная. Первая характеризует состояние гуморальной среды (межклеточной жидкости), вторая – клеточных структур. Сравнение этих величин, измеренных одновременно, а также динамики их изменения предоставляет обширную дополнительную информацию о функциональном состоянии органа или тканевой системы, связанной с исследуемым меридианом. В процессе проведения экспресс – диагностики обеспечена высокая точность и повторяемость результатов измерений, фиксируемых в памяти ЭВМ.

В диагностической аппаратуре «РАМЕД ЭКСПЕРТ» / «ВРТ РАМЕД» обеспечена возможность организации энергоинформационной связи исследуемой системы непосредственно через БАТ с оригинальным нозодом или потенцированным гомеопатическим препаратом. Это позволяет, без введения препарата в организм, наблюдать степень нормализации показателей патологического состояния исследуемой системы при ее бесконтактном взаимодействии с этими препаратами. Сам факт нормализации указывает на правильно идентифицированную патологию, а степень нормализации позволяет оценить резистентность (отзывчивость на лечебное воздействие) организма, правильно подобрать лечебную технологию, а также контролировать в процессе курса лечения эффективность выбранной терапии.

Проведенные нами исследования показывают, что наиболее репрезентативными для ЭПД-диагностики различных иммунных нарушений и тестирования иммунокорригирующих препаратов являются следующие БАТ.

А1 7A (3а) - Точка измерения (Т.И.) Точка чувствительности гормональных и других рецепторов тканевых систем организма.

Локализация точки (Л.Т.): на тыльно-локтевой поверхности в центре 3-пястной кости. Данная БАТ используется для определения интегральной чувствительности организма пациента к гормонам, различным иммунокорригирующим препаратам, выявления сенсибилизации к антибиотикам, бактериям, грибкам и т.п.

Учитывая информационно-функциональные взаимосвязи вторичного ЭПД-сосуда аллергии, при измерении электрических параметров (ЭП) данной БАТ можно получить информацию о соотношении регуляторных влияний интерлейкинов и других цитокинов, которые индуцируют или блокируют развитие аллергических или аутоиммунных реакций.

TE 7A (2а) — Т.И. Тканевые рецепторы (в целом).

Л.Т.: на тыльно-локтевой поверхности 4-пястной кости в центре ее тела.

Данную БАТ можно считать обобщенной точкой измерения, которая используется для оценки чувствительность тканевых рецепторов к цитокинам, гормонам и нейропептидам, участвующим в контроле и регуляции иммунного ответа.

S1 7A (За) — Т.И. Пейеровы бляшки – слева.

Л.Т.: на середине тыльно-локтевой поверхности 5-пястной кости. Пейеровы бляшки являются одним из элементов ретикулоэндотелиальной и иммунной системы (В-клеточный иммунитет). Поэтому низкие показатели ЭП на данной БАТ могут подтверждать наличие нарушений гуморального иммунного ответа.

Для оценки состояния клеточного иммунитета используется описанная D. Leber новая БАТ, лежащая на специальном сосуде SV (special vessel).

SV 17Т.И. Тимус-Тимулин.

Л.Т.: на ладонно-локтевой поверхности 5-пястной кости в месте перехода тела кости в основание. В настоящее время установлено большое количество биологических активных фракций полипептидных гормонов вилочковой железы, имеющих различные названия: тимозин, тимулин, тимусин, тимоптин, тимопоэтин.

Тимулин – наиболее активный полипептидный гормон вилочковой железы, участвующий в регуляции иммунологической реактивности организма. Наиболее выраженное влияние он оказывает на систему Т-клеточного иммунитета и кооперацию различных иммунокомпетентных клеток (модулятор активности Т-хелперов,

Т-супрессоров, Т-киллеров, Т-лимфоцитов «памяти» и др.). Снижение синтеза и секреции данного гормона наблюдается при акцедентальной (случайной, вызванной стрессом) или возрастной инволюции тимуса. Недостаточность тимулина повышает риск развития инфекционных, онкологических и особенно аутоиммунных заболеваний, при которых утрачивается контроль Т-лимфоцитов за размножением В-лимфоцитов.

По нашим данным, ЭП данной БАТ, расположенной справа, в большей степени характеризуют состояние Т-клеточного иммунитета (цитотоксические лимфоциты, Т-киллеры и Т-супрессоры), а слева – кооперативные взаимоотношения между Т- и В-лимфоцитами.

В случаях лечения глюкокортикостероидами (ГК) больных, страдающих аутоиммунными и другими заболеваниями, ценную информацию о секреции эндогенного кортизола может дать измерение ЭП этой БАТ.

SV 12 — Т.И. Кортизол-кортикостерон.

Л.Т.: на ладонно-локтевой поверхности II фаланги 5-го пальца кисти в месте перехода тела кости в основание. Высокие величины ЭП этой БАТ (более 80 усл. ед.) могут указывать на гиперпродукцию ГК, которые подавляют активность иммунокомпетентых клеток, ускоряют катаболизм иммуноглобулинов, уменьшают образование интерферона, снижают чувствительность клеток к медиаторам аллергии (анафилотоксин, гистамин, серотонин, кинины и т.п.). Под влиянием ГК уменьшается количество лимфоцитов и эозино-филов, увеличивается количество нейрофильных лейкоцитов и тромбоцитов.

Снижение величин ЭП на данной БАТ (ниже 50 усл.ед.) может наблюдаться при адреногенитальном синдроме, раннем токсикозе беременных, липоидной гиперплазии надпочечников, болезни Аддисона, пангипопитуитаризме, туберкулезе, СПИДе, аутоиммунных заболеваниях, острой и хронической надпочечниковой недостаточности, обусловленной длительным или нерациональным использованием глюкокортистероидных препаратов.

Ценную информацию о состоянии противовирусного и противоопухолевого иммунитета (эффективность секреции TNF-фактора некроза раковых клеток и интерферона) и фиксированных макрофагов (легкие, печень, почки, РЭС и т.д.), может быть получена при измерении ЭП контрольной БАТ.

PD 4 (1b) Контрольная точка измерения сосуда эпителиальной и паренхиматозной дегенерации

Л.Т.: на тыльно-лучевой поверхности средней фаланги 4-го пальца кисти в месте перехода тела кости в основание. Низкие величины ЭП на этой БАТ (40 усл. ед. и ниже) указывают на нарушение противовирусного и противоопухолевого иммунитета.

Для ЭПД - диагностики гематологических заболеваний (лейкозы, лимфомы и т.д.) и оценки иммуномодулирующих препаратов, влияющих на костномозговое кроветворение, необходима оценка ЭП этой БАТ.

GB 11 (39) — Т.И. Костный мозг.

Л.Т.: на три пропорциональных деления выше наружной лодыжки, на задней поверхности малоберцовой кости. Для определения темпа биологического старения (апоптоза) наилучшие результаты дает измерение ЭП этой БАТ.

TE 8 (3) — Т.И. Эпифиз.

Л.Т.: на тыльно-локтевой поверхности 4-пястной кости в месте перехода тела кости в основание.

SV 30 — Т.И. Мелатонин (N-Ацетил 5-метокситриптамин).

Л.Т.: на ладонной поверхности в центре I-й фаланги 4-го пальца кисти, ближе к локтевому краю.

Считается, что нейропептид эпифиза – мелатонин поддерживает циркадные (суточные) ритмы организма. Мелатонин оказывает тормозящее влияние на секрецию фоллитропина и лютропина, и поэтому служит физиологическим тормозом для развития половых желез. Предполагается роль мелатонина в регуляции пигментного обмена (антагонист меланотропина) и подавлении секреции тиреоидных гормонов. Нарушение секреции мелатонина обуславливает развитие:

  • иммунодефицитных состояний;
  • механизмов инициации онкогенеза (развития злокачественных новообразований);
  • аллергических и аутоиммунных заболеваний (мелатонин в концентрации 10-15 моль/л повышает чувствительность рецепторов иммунокомпетентных клеток к интерлейкинам IL-1 и IL-4).
  • аффективных психозов, с выраженной депрессией;
  • психосоматических заболеваний;
  • заболеваний кожи, включая псориаз и витилиго;
  • нарушений ритма сна;
  • пубертатных расстройств (преждевременное половое созревание);
  • преждевременного старения (см. ниже).

Основным критерием выбора того или иного иммуннокорригирующего средства является нормализация показателей при медикаментозном тестировании приведенных репрезентативных БАТ.

В последнее время наибольший интерес при ЭПД различных иммунных нарушений и индивидуального подбора иммунокорригирующих средств вызывает применение «ВРТ РАМЕД». В противоположность ЭПД, где диагностика иммунных нарушений базируется на выявлении двух критических величин ЭП репрезентативных БАТ, а именно, как показывают наши исследования, выше 80 усл. ед. и ниже 40 усл.ед. (при обязательном наличии феномена «падения стрелки» электродиагностического прибора), при «ВРТ РАМЕД» используется иной методический подход, связанный с измерением ЭП всего одной воспроизводимой БАТ.

Иммунодиагностика с помощью «ВРТ РАМЕД» включает в себя два этапа:

I. Подготовка к измерениям:

  • Выбор воспроизводимой БАТ;
  • Регулирование чувствительности прибора и установка измерительного уровня на 80 усл.ед.;
  • Проведение провокационных тестов;
  • Применение 1-4 ампул органоспецифического препарата (ОСП) эпифиза - Epiphysis D26 (или 1 ампулы в потенции D400) для согласования вегетативной чувствительности пациента и врача.

Выбор ОСП эпифиза для согласования вегетативной чувствительности пациента и врача не случаен, поскольку известно, что экстракты эпифиза устраняют явления тиреотоксикоза, снимают гипергликемию (инсулиноподобный эффект) и образование кетоновых тел, препятствуют развитию гипертрофии и гиперплазии коры надпочечников, увеличивают содержание кальция в крови (синергизм с паратгормоном и кальцитонином), уменьшают количество тучных клеток в вилочковой железе и лимфатических узлах (антагонизм с тимусом), повышают антителообразование, вызывают задержку роста и обратное развитие опухолей, регулируют функции ЦНС.

II. Проведение измерений и тестирования специальных препаратов

с целью решения задач иммунодиагностики и индивидуального подбора иммунокорригирующих средств.

Темп биологического старения определяется с помощью тестирования различных потенций ОСП мезенхимы от D2 до D36, которые соответствуют определенным биологическим индексам:

D2 Index 1 D15 Index 8 D30 Index 15
D3 Index 2 D16 Index 9 D31 Index 16
D4 Index 3 D17 Index 10 D32 Index 17
D5 Index 4 D18 Index 11 D33 Index 18
D6 Index 5 D19 Index 12 D34 Index 19
D7 Index 6 D20 Index 13 D35 Index 20
D8 Index 7 D21 Index 14 D36 Index 21

Тестирование производится от низких потенций ОСП мезенхимы к более высоким, как по отдельности, так и по группам D3-D8, D15-D21 и D30-D36. Если группа потенций ОСП снижает исходные величины ЭП воспроизводимой БАТ, то проводится тестирование каждой потенции ОСП мезенхимы входящей в группу. Выявление при тестировании 2-х потенций (индексов) ОСП мезенхимы указывает на быстрый темп старения организма и на выраженную индукцию апоптоза в клетках, что может указывать на тяжелые дегенеративные заболевания, протекающие с нарушениями иммунологической реактивности организма.

Выявление 3-х и более потенций (индексов) ОСП указывает на выраженные нарушения иммунологической реактивности организма, медленные инфекции (ВИЧ, рецидивирующий герпес и т.п.), активацию протоонкогенов и онкогенов. Указание на нарушения противоопухолевого иммунитета дает совместное тестирование первых двух более низких потенций ОСП мезенхимы, которые должны снижать исходную величину ЭП воспроизводимой БАТ, а последующее тестирование 3-й, более высокой потенции этого препарата, повышать установленную величину ЭП до исходного уровня.

При подозрении на нарушение противоопухолевого иммунитета или клинико-лабораторной верификации онкологического заболевания (т.е. при выявлении у больного при ВРТ 3-х и более биологических индексов) для выбора соответствующих иммуномодуляторов, необходимо подтвердить наличие 3-х и более биологических индексов с помощью тестирования Molybdaenum met. D800 (снижение ЭП воспроизводимой БАТ), а затем вместе с ним протестировать выбранный иммуномодулятор (например, G-CSF -гранулоцит колониестимулирующего фактора в потенции 4СН и IL-6 в потенции 5 СН. IL-1, IFNγ, IL-2 и TNFα, в восходящих потенциях от 4 СН до 30 СН или препаратов серии FORMULA), под влиянием которого, в случае положительного действия, ЭП воспроизводимой БАТ достигнут исходный уровень.

Для выбора иммунокорригирующих препаратов, используемых в лечении различных ревматических и системных (аутоиммунных) заболеваний соединительной ткани, необходимо провести так называемый послойный тест.

Данный тест позволяет определить выраженность структурной дезорганизации соединительной ткани. С этой целью проводится тестирование Platinum met. в потенциях D60, D60/200, D60/400, Plumbum met D800 или ОСП Mesenchym D30/60/200. При этом, в случае наибольшего снижения исходных величин ЭП воспроизводимой БАТ при тестировании:

  • Platinum met. D 60 – делается вывод об умеренной дезорганизации структуры соединительной ткани;
  • Platinum met. D 60/D200 – делается вывод о выраженной дезорганизации структуры соединительной ткани;
  • Platinum met. D 60/D400 – делается вывод о резко выраженной дезорганизации структуры соединительной ткани.

При выборе иммунокорригирующего препарата, для лечения ревматических и системных заболеваний соединительной ткани необходимо подтвердить выраженность дезорганизации соединительной ткани и тяжесть течения аутоиммунного процесса с помощью тестирования Plumbum met. D800 или ОСП Mesenchym D30/60/200 (снижение ЭП воспроизводимой БАТ), а затем протестировать вместе с ними выбранный иммунокорректор.

Для выбора иммунокорригирующих препаратов, используемых в лечении аллергических заболеваний, предварительно необходимо провести тестирование иммуноглобулина IgE в потенции D60 или Histaminum D60, а при пищевой аллергии – Causticum Hanem. D30.

Оценка эффективности терапии иммунокорригирующими препаратами проводится с помощью определения динамики изменения темпа биологического старения, уменьшения количества и снижения биологических индексов от высоких уровней к низким.

Разумеется, перечисленные выше методические подходы при диагностике иммунных нарушений и выборе соответствующих иммунокорригирующих препаратов не исключают использования традиционных методов иммунодиагностики, включая: определение содержания иммуноглобулинов субпопуляций Т- и В-лимфоцитов, аутоантител, типирования по HLA и пр.

Литература

Самохин А.В., Готовский Ю.В. Практическая электропункура по методу Р. Фолля. – Москва: ИМЕДИС, 2001. – 896 с.

Пилипенко О.В., Яцуненко А.Г., Гринюк В.А., Камков В.П. Пунктурная электрографическая экспресс-диагностика функционального состояния организма человека (Практическое руководство). – Днепропетровск: ИТМ НАНУ и НКАУ, 2006. –238 с.